5 крутых басовых риффов

Бывают такие случаи, когда настоящему рокеру в руки попадает бас-гитара, величественный инструмент с толстыми приятными на ощупь струнами. Сразу возникает желание опробовать этого зверя в деле. Но что же играть на басухе? Басовые риффы!

Конечно, главное назначение баса — в сочетании с ударными инструментами создавать основу ритм-секции в группе.
Однако, это не значит, что на нем нельзя сыграть самостоятельное произведение. Существует множество знаменитых мелодий, записанных басистами, которые, возможно, вы даже и не ассоциировали с бас-гитарой.

Прошлая статья про лучшие гитарные риффы для раздражения продавцов музыкальных магазинов снискала большую популярность, поэтому мы решили не обходить стороной и басюг! В этой подборке выбраны наиболее интересные, разнообразные басовые риффы на наш взгляд и представлены их табулатуры.

Для торопыг сразу раскроем весь список табулатур:

Как читать басовые табы

Табулатуры составлены по аналогии с гитарными. Нижняя строчка — это верхняя струна, самая толстая, а верхняя строчка — нижняя струна, самая тонкая. Так сделано потому, что музыкант смотрит на гитару сверху вниз, поэтому струны для него визуально располагаются, как на табулатуре.

В этих табах описаны всего четыре струны, но по ним можно играть на любых бас-гитарах со стандартным строем.

Сейчас очень популярны пятиструнные бас-гитары. В таких басухах нижние четыре струны настраиваются, как в стандартной 4-х струнной, а пятая — ещё ниже. Так что на пяти-, шести- и восьмиструнных басгитарах можно также сыграть представленные ниже табулатуры, используя только нижние струны.
Обычно про пятую струну шутят, что она нужна для того, чтобы было удобно упирать большой палец при игре на остальных струнах. Это действительно удобно, но, разумеется, основное назначение дополнительных струн — увеличивать диапазон звучания, позволяя транспонировать ноты (играть более низкие ноты, перенося их на октаву ниже).

Представленные табулатуры можно играть и на обычной гитаре. Так как стандартный строй бас-гитары G-D-A-E совпадает со стандартным строем четырёх верхних струн классической гитары E-H-G-D-A-E, при желании по нашим табулатурам можно играть и на обычной гитаре.
Это правило действует и в обратную сторону: на басухе можно играть гитарные партии, если вас устроит такой специфический звук.
Есть целые группы, использующие только бас-гитары (например Bassinvaders).

Но мы углубились в теорию, перейдем к цели нашей статьи: пять отменных риффов для бас-гитары!Перед началом музицирования не забудьте включить ударный бит или метроном, потому что басисты и ударники лучшие друзья!

Генри Манчини — Peter Gunn Theme

Изначально, саундтрек к детективному сериалу «Питер Ганн», более известна большинству как мелодия из фильма «Братья блюз».

Это самый простой, но очень заразительный рифф. Особенно если вы находитесь в компании гитаристов. Просто начинайте ритмично наигрывать эти три ноты, а они пусть подстраиваются под ваш неповторимый бас и наворачивают любые соляки, какие вздумается.
Играть можно даже не в тон, но главное в ритм!

G|----------------------------------------------|
D|----------------------------------------------|
A|----------------------------------------------|
E|--0-0---2-0--3-0--5-3---0-0---2-0---3-0---5-3-|

The Beatles — Come Together

Если вы левша и вам в руки попала бас-гитара в форме скрипки, то вы просто обязаны сыграть на ней вступительный рифф из песни Come together (шутка, на самом деле Пол Маккартни записывал альбом Abbey road, используя бас Rickenbacker). Не забывайте напевать «шум-дум».

Пол Маккартни с леворуким Rickenbaker записывает басовые риффы для альбома Abbey Road
1/2 Маккартни записывает партию баса для альбома Abbey Road на леворуком Rickenbacker

И да… Табулатуры для левшей не отличаются от табулатур для правшей (а гитары отличаются).

G|--------------10^-------|
D|------------------12\5--|
A|--------10h12-----------|
E|--10-10-----------------|

h — прием Hammer-on («набивать»), восходящее легато — извлечение звука путём удара пальцем левой руки по струне. Таким образом происходит переход от одной ноты к другой — более высокой. В некотором смысле, это прием, обратный приему Pull Off, о котором шла речь в статье о лучших риффах для гитары.

Manowar — Defender

Этот запоминающийся перебор принадлежит ещё одному знаменитому басисту, Джо Ди Майо.
В конце каждого отрывка надо обязательно делать многозначительную паузу и говорить: «…Дефендер!»
Для пущего эффекта можно выучить и зачитать весь монолог легендарного актёра Орсана Уэллса или хотя бы надеть меховые трусы, исполняя эту партию.

Басист Manowar Joey De Maio играет эпические басовые риффы
Джоуи Де Майо на концерте времен тура Into Glory Ride

G|-----2-------2-2------2-------2-|
D|---2---2---2--2-2---2---2---2--2|
A|-0-------0--------0-------0-----|
E|--------------------------------|

G|--------------------------------|
D|-------2-5--2h5-----3------<7>--|
A|-0-2-3---------5----------0-----|
E|--------------------------------|

Red Hot Chilie Peppers — Can’t Stop

Упоминая басовые риффы, нельзя обойти стороной произведения дерзкого мастера слепов Майкла Питера Бэлзари по прозвищу Фли из RHCP. Да, он совершенно не правильно держит гитару, и, по слухам, даже не умеет читать ноты с листа, но его музыка наполнена неповторимой энергетикой.
Партию в песне Can’t stop Фли играет слэпом. Можете попробовать и вы.

Игра слэпом заключается в ударе фалангой большого пальца о струны.
Второй элемент этого приема игры называется “поп” – это подцеп верхних струн вторым или первым пальцем, для чего необходимо струну оттянуть вверх от грифа и резко отпустить. Струна ударится об лад и издаст характерный щелчок. Слэп и поп на табулатуре обозначаются S и P соответственно.
Но если не получился слэп, то не расстраивайтесь: этот рифф хорошо звучит и при игре стандартным боем.

Flea slap bass riffs
Старина Фли рубит слэпом

X — крестиком обозначаются «мёртвые ноты» (Ghost note, Deadly note), приглушенные ноты, не имеющие конкретной звуковысотности, т. е. фактически, это просто приглушенные струны, служащие для перкуссионного эффекта.

S P P S S S P S P S P S S P P S S S P S P S P S
G|----7--9-------7---9---9---|----7--9--------7---9---9---|
D|---------------------------|----------------------------|
A|-7-------7-7-X---X---X---7-|-5--------5-5-X---X---X-----|
E|---------------------------|--------------------------5-|

S P P S S S P S P S P S S P P S S S P P S P S
G|---------------------------|-------------------------------|
D|----9--9-------9---9---9---|----10--10---------------------|
A|---------------------------|-----------------10---9---7----|
E|-7-------7-7-X---X---X---7-|-8---------8-8-X----X---X---10-|

И вишенкой на торте представляем знаменитый саундтрек из фильма «12 друзей Оушена».
Прелесть этой музыкальной фразы заключается в том, что она представляет из себя не только основу для прекрасной мелодии, но и даёт басисту интересный вариант для аккомпанемента.

Этот рисунок при желании можно играть от любой ноты на грифе!

G|--------------------------------------------------|
D|-----3-3------1--3-------------3-3------1---------|
A|----------1h3-----------------------1h3----3------|
E|--1-------------------------1---------------------|

И вот, сыграв последнюю ноту До в последней табулатуре и поняв, что исполнил самые лучшие басовые риффы по версии «Rock is…», дотошный рокер может спросить: «А где же в вашей подборке произведения лучшего басиста всех времен и народов Джона Энтвисла (The Who)?» Где басово-пулеметные очереди основателя Iron Maiden Стива Харриса? В конце концов, почему забыли незабвенного Клиффа Бёртона и мощнейших виртуозов Жака Пасториуса и Стюарта Хэмма?

Можем ответить только двумя словами: «- Продолжение следует.» 😎🤘